четверг, 3 декабря 2020 г.

"Сказки Старой Руси. Ведьма"

 

Лаврентий (худрук):






Я не устаю признаваться в безумной любви к фольклору и его производным. Может быть кому-то мои работы кажутся «наивным искусством» или чем-то подобным, но для себя я рассматриваю это как потрясающую возможность прикоснуться к народному сознанию, которое совсем недавно отошло от парадигмы:  "На севере русский человек верит в домового да лешего, а в степях  - в доброго коня и кривую саблю". Короче говоря, для новеньких - на ваше хихиканье в кулачок, мне, старой фотографической калоше, в общем-то все равно.

За проектом "Сказки Старой Руси" Романа Папсуева я наблюдаю уже давно. Мне нравится новое прочтение образов, казалось бы, всем известных персонажей, которые в работах художника обретают новые смыслы. И вообще царевны в доспехах – это круто, но дорого. И вдруг выходит новый артбук «Диво Чудное», а там колдуны и ведьмы, и тоже здорово (правда, как покажет практика, снова недешево). Но сколько веревочке не вейся... В общем, моя подруга Кэти подарила мне этот артбук, а там уж дело осталось за малым, маман согласилась почти молниеносно на образ «Старой ведьмы», и начала кипеть полугодовая работа…

Этот проект получился полным удивительных открытий (инсайтов?). Я расскажу о главном - это опыт съемки в потрясающей локации, которой оказался подпол в прадедушкином доме. Дому уже около 80 лет (оказывается, что быть коренным новосибирцем почти такая же редкость как быть коренным москвичом или петербуржцем), он стоит близко к центру Новосибирска, и повидал какое-то чудовищное количество людей и поколений. Потолок украшают причудливые скобы (когда-то крыша была земляная и обваливалась) и петли (вешали люльку для младшей бабушкиной сестры, а всего их было семеро - два брата и пять сестер), в комнатах можно увидеть a-ля "чеховский" буфет с лафитниками и чугунную работающую(!) станину от дореволюционной машинки фирмы Singer, на которой шила еще моя прабабка.

Теперь дом принадлежит двум бабушкиным сестрам, которым удается поддерживать в нем быт так, что он производит очень "живое" впечатление, а не склад древностей или ветоши. Маман периодически бывает у своих тетушек, и в очередной приезд высмотрела нам «тайную фотостудию». Подпол в этом доме представляет собой целый подземный двухметровый этаж: первый хозяин дома - мой прадедушка-фронтовик был высокого роста. Таки благодаря продуманности Григория Наумовича, спустя семьдесят лет мы максимально комфортно провели фотосъемку.

Конечно, проект не вышел бы таким, если бы не то большое количество профессионалов, которые  над ним работали.  

Меня от напряжения чуть не хлопнул инсульт в "швейном", потому что мой мозг отказывался утвердить  цветосочетания для костюма. И только благодаря Даше Лорай, которая препятствовала моим побегам из магазина, и подобрала разные фактуры, мне удалось сохранить остатки душевного здоровья. Даша разработала и сделала вышивки и дизайн передников, а также головной убор. Так что если вам нужон индпошив по первому классу – вы знаете куда обращаться.

Маман колдовала над рубахой и юбкой, в перерывах изображая активную деятельницу старообрядчества – боярыню Феодосию Морозову, несправедливо угнетаемую государственной властью (в моем лице).

Ведьмин нос был сделан мастером из Томска – Ксенией Камалеевой. Она сотворит вам все под ключ, в срок и за адекватную цену. Бонусом станет то, что эта накладка сто лет служить будет (мы приклеивали нос уже три раза и никакого износа).

Отдельного слова заслуживает посох, который вырезался Эндрю из пеноплекса, красился акрилом мной и попавшим в теткино трудовое рабство (я предпочитаю называть это «семейный подряд») племянником Сашулей. Эта клюка удивительным образом пережила несколько транспортировок и заняла свое почетное место на домашнем кладбище посохов (рядом с посохом Лешихи,  Джафара, Морского царя и др.).

Мне же оставалось сделать по мелочи: вылепить черепушки для пояса, найти самые дешевые колбы, потеряться в лесу в поисках мухоморов, задолбать всех по срокам, оплатить расходы, загримировать маман, отметить свой день рождения проведением съемки, обработать готовый материал в отсутствии выходных дней, словом, ничего нового.




Татьяна Владимировна 
(Lady T., Тех.директор):









Часть I ("историческая")

       А Вы не задумывались откуда берутся ведьмы? Или Вы думаете, что ведьмы живут только в сказках или в  видениях, выживших из ума людей? Ведьмы живут среди нас. Все очень просто. Мы создаем их сами.

        Когда я увидела арт из проекта "Сказки Старой Руси", меня охватило чувство восхищения от точности передачи изображения художником Романом Папсуевым, Ведуньи (я так для себя определила название персонажа).  И вот однажды, наша команда взяла на себя смелость, а может быть и наглость, воплотить образ Ведуньи в жанре костюмной съемки.

         Портрет – портретом, но ведь нужно было придумать историю.   Я убеждена, что успех постановочной съемки, помимо хорошо сшитого костюма, определяет эмоциональная составляющая модели (прим. Лаврентия: так сказать, чтим заветы Михаила Чехова: "От внешнего к внутреннему").

         Итак, я начала фантазировать на тему как стать колдуньей. Во-первых, в своих размышлениях додумалась до того, что каждая ведьма вначале (как минимум) – это девочка, у которой были папа и мама, братья и сестры. И не с детства она могла лечить людей, варить приворотное зелье, насылать порчу и избавлять от нее же. Во-вторых, у нее было имя, данное при  рождении, а также прозвище, приобретенное в процессе жизненных перипетий.

         Итак, как в детстве звали её - не знаю, а прозвище пришло в мой возбужденный мозг сразу: бабка Кондратья. Почему Кондратья? Не знаю. Кондратья и всё.

         Как все ведуньи-колдуньи, конечно, жила она на краю села. Побаивался её народишко, но и частенько забегали к бабульке-ведьмульке: кто на картах погадать, кто болезнь на воске вылить, а кто и болячки полечить-заговорить. Зла никому вроде не делала, но всякие истории рассказывали… Водилась, мол, бабка с нечистой силой.

         Мною было сделано очень важное заключение: бесспорным фактом является то, что каждая бабка – прежде всего женщина. А в каждой женщине живы воспоминания и сожаления об убежавшей (причем безвозвратно) семимильными шагами молодости и красоте (я точно знаю, о чем говорю😄). Не чужды эти мысли были и нашей бабке Кондратье. И собралась она изготовить омолаживающее зелье, опять же копеечка не лишняя (не бесплатно же колдовать), в колдовском ремесле рыночные законы никто не отменял.

          Итак, дождавшись заката, бабка Кондратья отправилась в лес…..

Часть II ("природно-поисковая") 

"Сделай вид будто зерно роли ищем!"

          На дворе стоял 16 день сентября, 2020 года. Теплая шаль, завязанная поверх костюма, парик и шапка были как нельзя кстати, т.к. погода была прохладная. Силиконовый нос трепыхался на ветру... Надев калоши, прихватив котомку с заранее собранным реквизитом, мы с фотографом  пошли на берег реки Оби. Было безлюдно, навстречу попалась только одна дачница, которая удивленно поинтересовалась: идем ли мы на маскарад или освящать что-либо? Нам понравился вопрос и Полина, загадочно закатив глаза, ответила: «Обь-матушку святить идем», после чего пенсионерка осталась на  месте,  с удивленно открытым ртом (может до сих пор стоит). Не оглядываясь, мы быстро удалились в прибрежные заросли...

Часть III ("пОдпольная")

       Кто знает, что такое подпол? Правильно, это помещение под домом, предназначенное, в том числе, для складирования консервации и  овощей. Вот это помещение вырыл ещё мой дед в далеком 1946 году. В этом доме прошло детство моей матери, её братьев и сестер, а также их детей и моё. Сейчас в этом доме живут мои старенькие тёти, которые любезно разрешили устроить пОдпольную фотостудию, слегка опасаясь за сохранность своих заготовок. Пришлось аккуратно переставить около сотни баночек (а потом вернуть на место, причем в том же порядке), для того, чтобы расчистить колдовское место.

      Что из этого получилось, судить Вам, уважаемые зрители.

Могу сказать только о том, что зелье-то задалось! Правда, был ещё соблазн отведать молодильного яблочка (для усиления эффекта), но не решилась, подожду  года два-три.

Спасибо за внимание, приятного просмотра. 

Ваша Бабка Кондратья





Комментариев нет:

Отправить комментарий