воскресенье, 30 августа 2015 г.

О задворках 16 века в 21.

Лаврентий. Худ. рук:

Свое отношение к русскому средневековью и времени правления Ивана Грозного я уже высказывала в заметке о Малюте Скуратове, поэтому повторяться, пожалуй, не будем (хоть,признаюсь, и хочется). 
Мне нравится заниматься историко-правовыми исследованиями, хотя они и не имеют большого успеха. Историки – не воспринимают всерьез юристов, которые лезут во временные дебри, юристы – недолюбливают историков, как людей  занимающихся бесполезной болтовней.



По эпохе Ивана IV у меня две более-менее серьезные работы(к слову о размерах шизы любви) это «Челобитная (обращение) в органы публичной власти как институт русского публичного права XVI - XVII вв.» и «Исследование проблемы канонизации Ивана Грозного». В последнем докладе я рассматриваю, в частности, аргументы против канонизации, одним из которых является многоженство первого русского царя.
Количество жен Ивана Грозного точно не установлено. У историков упоминаются имена семи женщин, считавшихся жёнами Ивана IV. Из них только четыре являются «венчанными», то есть законными с точки зрения церковного права.



Итак, Церковь венчала Царя Иоанна с 4 женщинами: Анастасией Романовной, Марией Темрюковной, Марфой Собакиной и Анной Колтовской (с которой впоследствии имел место развод, и она была сослана в монастырь).
Но только четыре (Анастасия Романовна, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Мария Нагая) покоились в некрополе Вознесенского монастыря (в начале XX века  погребения перенесены в Архангельский собор), который был местом погребения представительниц московского великокняжеского рода. Другие женщины, которых любят записывать в «жены» Грозного царя там похоронены не были. И вот, почему: Василису Мелентьеву историки называют термином «женище» (стар. невенчанная, сожительница, наложница), с Колтовской Иван официально развелся, а существование Марии Долгорукой вообще ставится под сомнение.



Короче говоря, я исходила из того количества жен, которые были похоронены в некрополе, т.е. Анастасия, Мария Темрюковна, Марфа Собакина и Нагая. Но, т.к. Марфа прожила всего две недели в браке, а затем умерла, и собственно даже церковным собором было решено, что она женой  не являлась, то в проект она не вошла.
Так в финале, остаются три самые яркие царицы, каждая из которых оставила по-своему замечательный след в истории.

Этап первый. Подготовительный

Я уже не помню, с чего все начиналось, но начнем с эскизов костюмов.
К счастью, у первых двух цариц Анастасии и Темрюковны есть кино-прототипы, на наряды которых, было решено ориентироваться, а вот с Нагой уже начались проблемы. Собственно, кроме пары картинок в интернете ничего не нашлось, поэтому за основу ее костюма были взяты изображения и киновоплощение боярыни Морозовой. Мне очень симпатичен этот образ после просмотра сериала «Раскол», в частности смешение элементов иночества и «царственности». Вторая сложность заключалась в подборе ткани, если на остальных героев мы с тех.директором ткань нашли сразу, то Нагая нам стала боком. В моем представлении, она должна была быть черно-золотом наряде, но, увы, ничего подобного не нашлось. Пришлось пойти на компромисс с собственным воображением, и взять сине-золотую материю, которая в определенном свете все-таки «отдавала» черным. 



В принципе, сэкономив на материале, сколько это было возможным, «не жадный, но домовитый» по мнению Вождя, Лаврентий дал партийное задание крафтеру обсчитать необходимое количество страз и бусин на бармы и шапки…
Когда Лаврентий увидел эту замечательную цифру, то он таки чуть не откинул свои еврейские ноги… Т.к. эти творческие люди не берегут ни свои, ни чужие деньги, то Лаврентий распечатал эскиз бармы, сел и сам методично высчитал сколько и чего надо по каждой царевне. В конечном итоге, урезав расходы в два, а то три раза, при этом облегчив процесс украшения, т.к. ставка была сделана на клеющиеся стразы, а не пришивные бусины. Одна рационализаторская польза от меня, в общем.



Далее мне пришлось, собственно делать по мелочи: контролировать выполнение  работы в срок, вести переговоры, красить, наряжать, вытаскивать моделей на съемки, собственно снимать, обрабатывать…Стандартная программа «all inclusive».
Но все эти ухищрения, трудовые потуги и "кровь-пот-слезы" были бы абсолютно бессмысленны, если бы не героическая работа моего тех.директора, моей мамы - Татьяны Владимировны, т.к. только благодаря ее замечательным рукам обычные шторные ткани прекратились в красивые и разнообразные наряды. Свою безусловно важную лепту внесла и наш крафтер Настасья, скрупулезно расклеившая украшения цариц, которые достойно завершили царственные образы.
Но обо всем этом, они, пожалуй,  лучше расскажут сами.


Татьяна Владимировна.
Тех. директор:











Этап второй. Швейно-созидательный
Наконец наступил долгожданный отпуск по основному месту работы. Однако косплей-бенд озадачил меня еще зимой: подходит время реализации масштабного исторического проекта, а также пары-тройки прочих-разных. Погода была прекрасная, задача была ужасная: в сжатые сроки сшить 8 костюмов и аксессуаров к ним. Солнце, дача, швейная машина, круглосуточное шитье с перерывом на прополку цветников и кратковременный сон, в общем, все как я люблю.


Было составлено почасовое  расписание и швейная машинка-путешественница начала курсировать по маршруту город-садовое общество «Ягодное», сопровождая меня в течение 3 недель.
Хотя, надо признаться, шила не без удовольствия. Примеряя на себя царицкины платья, ловила себя на мысли, что не хотела бы оказаться в их статусе – жен Ивана Грозного, перспектива быть отравленной не вдохновляла.
Что получилось предстоит оценить вам, наш замечательный зритель.
А нас ждут  новые проекты.

Настасья. Крафтер:


Этап третий. Бармо-украшательный

С чего начать отчет о проделанной работе?
Пожалуй, лучше всего сначала перечислить материалы:
1. Стразы. Много страз. Шоб было богато!
2. Ткань. Ткани тоже желательно впрок - исключить возможность ошибок.
3. Баллончик с золотой краской (ага, именно так, баллончик, не удивляйтесь)
4. Контур для росписи по ткани.
5. Всякая всячина, которая вообще всегда должна быть под рукой - клей, нитки, иголки и прочее
В любом нормальном отчете так же должны быть поставлены цели работы, но их вы и так можете видеть на фотографиях, так что перейдем к следующим пунктам.
Итак, порядок выполнения был такой:
1. Разработка эскизов. Для этого я долго и муторно рылась в гугле в поисках примеров устройства головных уборов, а затем орнаментов. С орнаментами пришлось повозиться - каждой царице я старалась найти свои особенности орнамента, сохранив при этом единство тематики. Как вы поняли, это были растительные мотивы.



2. Сбор материалов. Ну с этим все понятно - найти подешевше да побольше.
3. Тут я уже непосредственно приступила к работе. Первой в списке оказалась Мария Нагая. Но, в целом, схема работы не менялась. Сначала я подготавливала то, на чем я буду делать узор - если это был платок, его надо было выгладить, если бармы или шапка - сначала выкроить и сшить (правда, шапки я собирала уже в самом конце ,чтобы было удобней сначала наносить узор).
Затем, с помощью трафаретов и баллончиков с краской я наносила узор. Зачем? Сами посмотрите, с краской узор выглядит намного лучше, чем, если бы я просто приклеила стразы и раскрасила контуром.


Затем, собственно, после высыхания краски, я клеила стразы (я прокляла тот день, когда решила, что стразы маленького диаметра непременно необходимо использовать). Так как я работала по вечерам, мне катастрофически не хватало света, пришлось применить всю свою смекалку и все инженерные навыки, кои отсутствуют у меня напрочь, и сообразить подобие лампы из фонаря. Потом я, конечно, приобрела небольшой светильничек, но этого все равно недостаточно - теперь в список моих ближайших покупок войдет и хорошая лампа для работы.


После работы со стразами я рисовала контуром завершающие штрихи и оставляла все на ночь - высыхать. На этом моя работа завершалось - оставалось только доставить изделия Лаврентию, дабы она использовала их по назначению.
В целом, хочу сказать, что, хоть больше всего нареканий я услышала в адрес головного убора и бармы Темрюковны, это мои любимые эскиз и готовые украшения, они ярче и намного лучше продуманы в плане внешнего вида, чем остальные.


Это не значит, что платок Марии Нагой и головной убор и барма Анастасии нравятся мне меньше, но, посмотрев на свои работы спустя некоторое время и с холодной головой, я вижу, что, возможно, в виду влияния на меня характера самой Темрюковны, украшения для её образа получились куда более яркими. Да не обругает меня за самосуд Лаврентий, ибо я старалась изложить все так, как если бы писала реальный отчет. Ну, возможно не совсем. Или вообще не пыталась, как знать - я же не умею писать отчеты..)

P.S.



Вот и пришло время последних благодарностей...  Здесь мне бы хотелось вспомнить не только тех, кто непосредственно работал над проектом, но и того, кто вдохновил на этот проект.



Сергей Михайлович Эйзенштейн. Титан русского кинематографа и просто потрясающая личность. Я очень люблю его фильмы, потихоньку штудирую его шеститомник, стараюсь перенять мейерхольдовские подходы и  видение картинки. Но, увы, я все еще недостаточно интеллектуально состоятельна, чтобы проникнуть в глубины этого  Гения. Надеюсь, что когда-нибудь это станет возможно.
Одной из моих главных целей было не испортить те образы, над которыми корпели костюмер и крафтер, и, конечно, я не перестаю повторять, что именно благодаря им, этот проект был осуществлен. Я стоя кричу: «Браво!» - моей маме, и по совместительству техническому директору  "Lavrentiy&Co" – Татьяне Владимировне, а также крафтеру и художнику – Настасье Федосеенко.
Конечно, я не могу оставить без внимания моих моделей, которые бесстрашно и талантливо позировали мне. Прошу принять мои искренние аплодисменты за ваш труд!
Благодарю и всех тех, кто каким-либо образом, явственным или не очень, способствовал осуществлению этого проекта! Мой вам поклон.

P.P.S.

Внимательный зритель, наверное, подметил тот факт, что я обошла стороной главный вопрос: «А на…зачем все это было?» И если я начну перечислять: «ну... люблю русскую историю» или «души не чаю в правлении Ивана Грозного...», или как-нибудь так «питаю нежные чувства к творчеству и личности Сергея Эйзенштейна», скажу много, но так и не донесу сути. А она проста: это любовь.
 Как мне на это однажды сказали: «Какая-то странная любовь…». На что я ответила: «Почему же…самая обыкновенная».
«Каждому свое…», согласились со мной.





Комментариев нет:

Отправить комментарий